X-Rite photo
Регистрация   |    Вход
View Cart
  Товаров:  шт.0
на сумму:  руб.0

Калибровка и профилирование монитора

Ласло Пустай (Laszlo Pusztai)

В фотоиндустрии эти термины считаются взаимозаменяемыми, но на самом деле это совершенно разные понятия. В этой статье я хотел бы пролить свет на истинное положение вещей.

Калибровка – это процесс приведения устройства в определенное рабочее состояние. В случае мониторов, она состоит из настройки точки черного, точки белого и кривой воспроизведения тонов (иногда ее неправильно называют гаммой или гамма-кривой). Точные значения для параметров калибровки зависит от конкретной области применения дисплея, но позвольте мне объяснить, что они означают на самом деле, а также каковы их рекомендованные значения или диапазоны значений.

Яркость точки белого определяет, насколько ярким будет дисплей. Значение необходимо выбрать в соответствии с предполагаемой рабочей средой. 80 кд / м2 широко используется в полиграфической индустрии, но не каждый монитор способен работать с подобной яркостью без нежелательных эффектов. Некоторые рекомендуют 100-120 кд / м2 для работы в более ярко освещенном окружении. В этой ситуации лучше адаптировать окружающее освещение под дисплей. Обратите внимание, что значения выше 120 кд / м2 могут довольно быстро вызывать усталость глаз. Профессиональные мониторы EIZO и даже дисплеи Retina MacBook Pro без проблем работают на 80 кд / м2. Яркость 80 кд / м2 соответствует чуть выше 50% от диапазона яркости дисплея MacBook.

Цветовая температура точки белого определяет, насколько синим или желтым будет белый цвет. Полиграфическим стандартом является D50 (5003K), когда все длины волн присутствуют примерно в равной степени. Это хорошо подходит для натуральных белых бумаг, но более яркие бумаги, с большим количеством оптических отбеливателей могут потребовать более "синего" белого цвета, с более высокой цветовой температурой, такого как D65 (6504К). В идеале следует измерить цветовую температуру света, отраженного от бумаги. Обычные мониторы, особенно с голубоватой светодиодной подсветкой, сложно настроить на D50: синий канал урезается слишком сильно, и появляется эффект постеризации. Но, к примеру, дисплей Retina MacBook Pro может использоваться с температурой D50.

Точка черного управляет тем, как обрабатывается черный. Ее яркость должна быть установлена на минимальное значение, чтобы по максимуму использовать возможности монитора в отображении черного. Отдельные пакеты программного обеспечения для калибровки монитора имеют уникальные настройки управления отображением черного. Каждое устройство вывода, будь то дисплей или принтер, в какой-то степени режут тени. Функция относительного черного ищет самое низкое значение, где еще есть детали в черном и создают профиль, где этот уровень принимается как 0/0/0. Это делают большинство приложений для калибровки / профилирования. Но это не только делает практически невозможным сопоставление нескольких мониторов, но и вызывает проблемы с подготовкой к печати, поскольку принтеры также имеют тенденцию к урезанию деталей в глубоких тенях.

Другим выбором является абсолютный черный, который присваивает значение 0/0/0 абсолютному черному (это как пресловутая черная кошка в неосвещенной угольной шахте в середине безлунной ночи). Это дает более точные профили, не говоря уж о том, что делает возможным согласование нескольких мониторов.

По счастливому совпадению, как мой EIZO, так и Retina дисплей моего MacBook Pro начинают резать тени там же, где это делают мои любимые бумаги Hahnemühle (около 8/8/8, EIZO немного лучше, а Retina немного хуже), поэтому при использовании абсолютного черного я могу видеть на мониторе, как будет вести себя бумага.

В цифровых файлах данные изображения хранятся совсем по-другому, нежели видят люди. Для цифрового файла (а также сенсоров) самый яркий стоп содержит половину числовых значений, используемых при заданной битовой глубине (например, 128 для 8-битного файла, 32768 для 16-битных файла). Второй стоп содержит четверть значений, и так далее. Это создает две проблемы: 1) темные части изображения получают лишь несколько уровней, что приводит к постеризации, 2) с этими файлами довольно трудно работать из-за отсутствия т.н. "перцептивной однородности", то есть 128 / 128/128 не в два раза ярче, чем 64/64/64. Роль кривой воспроизведения тонов заключается в отображении значений файла в корректно воспринимаемых человеком значениях. Человеческое восприятие соответствует степенной функции; поэтому, используя одну экспоненту можно получить на удивление хорошее приближение к идеальной кривой тоновоспроизведения человеческого зрения. Этот показатель известен как гамма, а отображение с помощью кривой тоновоспроизведения называется гамма-коррекцией.

Значение гаммы 2,2 дает довольно хорошее приближение к идеальной кривой тоновоспроизведения, но урезает тени. Чтобы компенсировать это, была изобретена кривая тоновоспроизведения SRGB, использующая показатель 2,4 в сочетании с линейным участком в глубоких тенях, (это используется в качестве кривой тоновоспроизведения внутреннего рабочего пространства Melissa RGB в Lightroom). Можно смело забыть о гамме 1,8, это пережиток той эпохи, когда компьютеры и принтеры Apple и имели внутреннюю гамму больше 1,0. С другой стороны, простая гамма кривая тоновоспроизведения сама по себе является реликтом тех времен, когда компьютеры были медленными и хранение и работа с несколькими килобайтами данных кривых было неосуществимой задачей.

В настоящее время мы имеем значительно лучшее решение, называющееся кривой L *. Это наиболее точное приближение к идеальной кривой тоновоспроизведения и не представляет проблему для сегодняшних (и даже вчерашних) машин. Поэтому я настоятельно рекомендую использовать кривую тоновоспроизведения L *. Я полностью перешел на рабочий процесс L * (включая RGB и монохромные рабочие пространства) пять лет назад, и ни разу об этом не пожалел.

Профилирование – процесс измерения возможностей воспроизведения цвета устройством и создания файла профиля ICC. В случае мониторов он просто измеряет и сохраняет базовые значения красного / зеленого / синего и цветовую температура белого. Профиль может также содержать калибровочные кривые.

Калибровка и профилирование идут рука об руку. В калибровке монитора нет смысла без его профилирования, и наоборот, профилирование без предварительной калибровки бесполезно.

Есть еще одно важное следствие: после калибровки нельзя свободно менять яркость и / или контрастность монитора, как это может сделать свести на нет калибровку и построенной по ее итогам профиль.

Оригинальная статья: http://www.laszlopusztai.net/2015/01/24/monitor-calibration-vs-profiling/








Поддержкой данного сайта занимается ООО "СИНТЕЗ ВОСТОК"
Поставщик продукции Caibrite в России и странах ЕАЭС.